Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Функциональная грамотность

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:

·         читательскую грамотность;

·         математическую грамотность;

·         естественнонаучную грамотность;

·         глобальные компетенции;

·         финансовую грамотность;

·         креативное мышление.

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.

Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.

Внешние исследования функциональной грамотности

Исследование

Что проверяет

Какие классы

Когда проходит

Когда ближайшее

TIMSS

Качество математического и естественнонаучного образования

4-е и 8-е

Раз в четыре года

2023 год

PIRLS

Качество чтения и понимания текста

4-е

Раз в пять лет

2021 год

PISA

Все виды грамотности

15-летние школьники

Раз в три года

2021 год

Оценка качества образования по модели PISA

Качество математического и естественно-научного образования

8-е и 9-е

Раз в четыре года

2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком

В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований. 

Приказ МАОУ "СОШ №5 им. И.Д. Черняховского" "О проведении исследования по оценке функциональной грамотности с использованием компьютера в 8 классах в 2022-2023 уч.году"Документ подписан электронной подписью Владелец: Галдукевич Алла Вячеславовна (Директор), МАОУ «СОШ №5 им. И.Д. Черняховского» Сертификат № 06835Ф8А00А1ФВ27ФИ4Ф374У58621И441И Срок действия с 01.12.2021 до 01.03.2023, УЦ: АО «КАЛУГА АСТРАЛ»

План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в МАОУ "СОШ № 5 им. ИД. Черняховского" на 2022-2023 учебный год d029f6fb3cef209e680d44fe6fe466df.png

План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в МАОУ "СОШ №5 им.И.Д.Черняховского" на 2021-2022 учебный год

Аналитическая справка по анализу результатов выполнения диагностической работы по функциональной грамотности
 
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году

- Приказ Министерства образования Калининградской области № 1034/1 от 20.09.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся, осваивающих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в образовательных организациях Калининградской области»

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации по повышению функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Методология и критерии оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (Утв. приказом Министерства просвещения РФ и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 (с изменениями от 24.12.2019 № 1718/716)))

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

 Интернет-ресурсы:

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

1.    Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2.    Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3.    Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa. 

4.    Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.

5.    Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

6.    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

7.    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

8.    Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.